МИРЫ КОНСТАНТИНА ЯНОВА
Имя Константина Янова прозвучало только в десятых годах нового тысячелетия, несмотря на то, что художник жил и отображал окружающую реальность практически на протяжении всего двадцатого века. Родившийся в 1905 году в интеллигентной семье Константин еще в детстве поражал близких выраженной интравертностью, умением абстрагироваться от бытовых, чисто детских проблем. Он с головой уходил в мир рисунка, живописи, образного переосмысления всего, что видел, чувствовал, переживал. Неудивительно, что по возвращении из Польши, где служил его отец и жила вся семья, в родной Петербург в 1914 году, уже в 1918 году Константин поступил в мастерскую Эберлинга (ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН) еще не закончив гимназии, экзамены за курс которой сдал экстерном.
«Я пошел в Школу поощрения художеств. Выбитые стекла, пустые классы. Один педагог- Шнейдер вскоре умер, другой - Эберлинг сохранял бодрость духа. У Эберлинга занимались несколько бывших смолянок и гимназисток, которых он поощрял в манерном рисовании, остальные же рисовали «игру в бабки», «кости скелета», гипсовые слепки. По мнению педагогов, мне особенно удался бюст Александра Македонского (этот рисунок я хранил всю жизнь). Настолько мрачно было на улицах, такой голод, холод и отчаяние окружало повсюду, что только искусство могло придать смысл существованию».
Из воспоминаний К. П. Янова.
В 1920-ом году Константин поступил в Академию Художеств.
«Рисуя человека, поднимающего шар, я ввел в рисунок смелую спиральную конструкцию. Этот рисунок, а также другие свои рисунки я и представил при поступлении в Свободные мастерские Академии художеств на суд совета учащихся и профессоров. Приняли меня в Академию именно за «спиральную конструкцию. Все направления искусства царили в то время в мастерских Академии. Мне были близки способы преподавания Савинского, Беляева, Вахрамеева, т. к. всегда меня увлекала в живописи, прежде всего-гармония, точный и тонкий колорит».
Из воспоминаний К. П. Янова.
Работы пятнадцатилетнего Янова высоко оценивал академик Рылов, также и многие сокурсники, среди которых были такие, ставшие впоследствии известными, как А. Каплан, В. Курдов, Г. Траугот, В. Гингер, Ю. Васнецов, Л. Каратеев, И. Лизак. Некоторые из однокурсников примкнули впоследствии к «Кругу» и другим творческим содружествам. Константин же не причислял себя ни к «левым», ни к «правым».
«Он не хотел приспосабливать свои способности ко времени, поэтому, несмотря на то, что обладал всеми академическими навыками, не пожелал впиться в советскую культуру. Это было для него неприемлемо. Он был далек от всех, но обладал невероятным внутренним миром, сумев в символической и даже мистической форме показать нам все реалии и сокровенные пружины мира и времени, в которое жил».
Заслуженный художник России А. Траугот. Из речи на открытии выставки работ К.П. Янова в декабре 2011 г.
«Мистическим реализмом» назвала живопись Янова искусствовед Галина Кекушева. И, действительно, в сказочной, символической форме отчетливо читаются все события бурного двадцатого столетия, все вехи политических и камерных, таких человечных и человеческих событий.
«Янов считал себя живописцем, но условия жизни, работа «в стол», в крошечном помещении, без надлежащих материалов (не всегда была под рукой бумага, не говоря уже о полноценных кистях и красках) привели к тому, что на протяжении десятков лет использовалась бумага небольших форматов, непригодная по качеству для классической акварели. Тем более не было холстов и масляных красок. Поэтому мы видим, в основном, небольшие гуаши или работы, выполненные теми красками, которые удавалось купить.
Несмотря на это, живопись Янова великолепна не только по содержанию, но и по волшебному колориту и другим живописным критериям»
Заслуженный художник России Александр Траугот.
Из статьи для буклета.
Выйдя из стен Академии «в никуда», Константин Янов не мог и не стал зарабатывать на жизнь «чистым искусством».
«Основное кредо Янова - никогда не лгать самому себе. Живя в фантастическое время, несмотря на чрезмерную занятость на службе, он всегда находил силы на творчество. Его яркий, неординарный талант, оригинальность, терпение давало силы и нам-его немногочисленным, но верным друзьям».
А. Каплан (1902-1980), художник, сокурсник и друг К.П. Янова Из речи на открытии выставки в Доме Кино, 1975 год.
Многие десятилетия Константин Янов проработал на киностудии «Леннаучфильм», поступив туда в должности художника в 1927 году. В том же 1927 году Константин женился на прекрасной художнице, ученице Николая Фешина, Наталье Пономаревой (1895-1942) впоследствии погибшей в блокаду Ленинграда. Семья художников была близко знакома с искусствоведом Николаем Пуниным (1888-1953). Пунин высоко ценил работы супругов. К сожалению, не сохранилось об этом письменных свидетельств, тем более, что уже в двадцатые и тридцатые годы прошлого века, живопись Константина Янова была под запретом. Запрещенной она и оставалась вплоть до смерти художника в 1996 году. Точнее, в девяностые годы у семьи Янова не было возможности устроить масштабную выставку, а несколько ранее - в 1986 году, готовая уже выставка была запрещена какими-то чиновниками. Но в семидесятых годах прошлого века несколько вернисажей было организовано в помещении студии «Леннаучфильм» и в Доме Кино (Янов являлся членом Союза Кинематографистов СССР). Экспозиции имели успех, но общего доступа к ним не было.
В 2012-13 годах прошло несколько выставок в Германии и России (в Берлине, Москве и Санкт-Петербурге). В ноябре 2013 года состоялась выставка работ художника в помещении музея Набокова в СПб. И снова, даже с еще большим резонансом, чем предыдущие выставки. Вот некоторые цитаты из статьи искусствоведа Филиппа Кондратенко для журнала «Искусство Санкт-Петербурга» за декабрь 2013 года:
«Представленный цикл гуашей Янова являет собой неординарный изобразительный и интеллектуальный срез коллективного бессознательного русского общества 20-ого века. Умение организовать композиционное пространство, цепкость конкретного образного воображения Янов проявил очень рано и сохранил на всю жизнь. Его письмо всегда отличало противопоставление зрелости живописно-пластического почерка тонко нюансированной «мерцающей» самоуглубленности психологизма. Важным видится также дискурсивный разрыв со всей системой советской нормативной эстетики».
В феврале 2014 года впервые были выставлены в залах Санкт-Петербургского Союза художников (в прошлом именно то здание, где юный Янов занимался в мастерской Эберлинга) холсты, рисунки и акварели художника 1918-1930 гг.
«Поразительный, конечно, Янов-замесэтихакварелей-Кандинскийпредсимволического периода, перехода к «Мосту» и другим беспредметным вещам. А каковы задумки его: какие-то волхвы, варяги -совершенно свой мир, который в итоге только его. И поразительно держится масштаб. По идее это фресковое мышление, но художник, волею обстоятельств, вынужден писать на листочках. Какой-то странный замес: где-то есть «Круг», где-то Савиновские ученики - здесь нет адреса, здесь есть только цитаты и большой уровень живописной культуры. Благодаря символическим мотивам в выставке Государственного Русского музея «Русский символизм» было бы самое место этим вещам...»
«В творчестве Константина Павловича нашли отражение все события и проблемы России 20-ого века. Но, несомненно, видны и основы общеевропейского экзистенциализма, прежде всего в отношении Человека и Мира».